Новогодние и Рождественские дни – это пора чудес, новых впечатлений, веселых каникул и незабываемых сюрпризов. Но все проходит, и красочные праздники сменяются серыми буднями, остаются только теплые воспоминания.

У детей - прихожан храма святого архистратига Михаила села Волосское эти праздники надолго останутся в памяти как светлое, радостное воспоминание и будут согревать сердце теплым, солнечным лучиком.

11 января 2015 года, при поддержке церковного совета храма святого архистратига Михаила, мы с ребятами из воскресной школы отправились в столицу Украины – Киев. Записывая детей в поездку, я не могла даже предположить, что нас будет целый вагон! Да-да, это не литературный оборот и не красочное преувеличение, ребят, вместе с сопровождающими набрался действительно целый вагон – 48 человек! Закрывая глаза, все время вспоминаю наше зимнее путешествие.

Еще в поезде мне казалось, что Киев я знаю настолько хорошо, что новой информации от этой поездки получу мало (ведь моя крестная живет в этом городе и я часто гостила у нее, в свое время). Оказалось, совсем не так и я поняла, что не знаю и доли того, что хранит в себе многовековая история славного города Киева.

Итак, начну по порядку.

Киев Киев Киев

Наш поезд приехал в столицу в 7 часов утра. В первую очередь мы отправились в Киево-Печерскую Лавру. Я очень переживала, как мы сможем передвигаться по городу такой огромной группой, боялась, чтобы никто не отстал и не потерялся, ведь многие дети здесь впервые. Но все мигом решил наш батюшка, который объединил нас в небольшие группы во главе с одним или двумя взрослыми-сопровождающими – «мамой» и «папой». Я всегда мечтала о дочке, но в этот раз моя команда состояла из шести мальчиков-«сыночков» до 12-ти лет и моего любимого мужа. Получилась прямо настоящая многодетная семья.

Мы быстро добрались до станции метро «Арсенальная» и направились в гостиницу Лавры, чтобы оставить там свои вещи. В будние дни здесь царят тишина и умиротворение и время, словно останавливается, в отличие от шумных, многолюдных выходных. Детям даже не верилось, что мы, обычные паломники, будем жить в Третьем Уделе Пресвятой Богородицы.

Когда мы договаривались о нашей поездке, паломнический отдел Киево-Печерской Лавры предложил нам провести экскурсию. Если честно, я не понимала, зачем идти в храм с экскурсоводом? Оказывается - это не лишнее.

В ходе экскурсии нам больше всего запомнилась история о святом Прохоре Чудотворце, называемым «лебедником». Этот удивительный подвижник жил очень аскетично. Он питался только хлебом, который выпекал из перетертой в муку лебеды и водой. В тяжелое, военное время Прохор этой пищей поддерживал голодных и обессиленных. К великому удивлению людей, благословленный подвижником хлеб был белым и на вкус казался сладким, но тайно взятый у старца кусочек – вмиг оказывался черным и горьким. Позже блаженный явил еще одно чудо – молитвой превращая обычный пепел в чистую соль.

Также очень поразил рассказ об известном богатыре, герое былин, подвижнике Илье Муромце. Из жизни богатыря мы знаем, что еще от рождения он был парализован и не мог самостоятельно ходить. За годы болезни у него выработалось великое смирение и терпение. Получив исцеление от недуга, Илья посвятил себя служению народу, добиваясь не малых успехов в боях и защищая свое государство. Но, получив однажды тяжелую рану, воин решил полностью изменить свою жизнь и посвятить ее служению Господу Богу. Так, он принял монашеский постриг, а на 45-м году жизни отошел ко Господу. Теперь же его нетленные мощи почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры.

Киев Киев Киев

Еще очень интересна была история об основателе Лавры – святом Антонии Печерском. Его мощи до сего дня так и не были обретены. Дело в том, что преподобный сам не захотел явить свои мощи для поклонения. Это удивительно и непостижимо, но факт. Уже умирая, Антоний простился с братией и подошел к месту, где стоит святой алтарь, тогда земля будто поглотила его. Сколько не пытались, впоследствии, искать мощи подвижника, они словно уходили от людей: то вырвавшийся из земли огонь, то сильнейший поток воды преграждали искавшим путь. Дети предположили, может, Господь забрал его на небо, как Илию пророка? Ответ на этот вопрос, до сего дня остается загадкой. Ныне же, возле места покоя мощей стоит символическая рака с иконой святого.

Наш экскурсовод – священник, монах, был настолько эрудирован и профессионален, он рассказывал так просто и доступно, что было одинаково интересно и малышам и взрослым. О каждом святом он старался хоть что-то сказать, никого не пропуская. Меня поразило, как можно удерживать внимание такой многочисленной группы разных по возрасту людей?! И ответ на этот вопрос я поняла, уже выйдя из пещер. Просто батюшка был сам для нас примером трепетного и благоговейного почитания святыни и пламенной веры.

Прикладываясь к нетленным мощам, умом сложно осознать, что это святые, что эти люди были такими же, как мы. Ведь представить только, что происходит с телом уже спустя несколько дней после смерти? Оно разлагается и издает не приятный запах. Но мощи святых благоухают и остаются не тленными, даже пролежав в земле с ХІ века. Это чудо Божие, явленное нам через святых угодников его, возжелавших посвятить свою жизнь служению Господа. Святые мощи – это великая радость для нас и надежда на то, что каждый из нас может заслужить спасение.

Выйдя из Ближних пещер, мы отправились на источник Антония и Феодосия Печерских, которые расположены на территории монастыря. Спускались мы к ним весело и быстро, так как дороги прихватило легким, едва заметным льдом, так что местами приходилось просто съезжать с горок. Попили из источника воды, умылись, помолились, чтобы Господь вразумил и Пресвятая Богородица управила нашу поездку.

Следующим местом нашего паломничества стал Свято-Введенский монастырь. Достопримечательностями этого места являются отобразившаяся на стекле чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Призри на смирение», Тихвинская икона Божией Матери, которая сама дивным образом выбирала место своего пребывания в храме, Владимирская икона Божией Матери и другие. Господь так милостив, что посылает нам великое множество чудес, для подкрепления нашей веры. За всю историю своего существования, монастырь не однократно переживал и тяжелые периоды разрухи с похищением церковных реликвий, и времена возрождения духовной жизни. Сколько раз я приезжала сюда для поклонения святыням, всегда помню огромную очередь, а в этот раз было всего два человека, так что мы смогли спокойно, не торопливо помолиться. Еще, на удивление, в этот раз был открыт нижний храм (что бывает довольно редко), где почивают мощи основательницы монастыря.

Дальше мы поехали в Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева пустынь). Я читала житие преподобной Досифеи (в миру Дарьи), которая подвизалась здесь, как монах Досифей. Дарья родилась в семье знатного дворянского рода, но имела иноческую наследственность. Рано познав истину – Христа, отроковица захотела уйти в монастырь, но родители не благословляли ее. Тогда она, купив мужскую одежду, переоделась в крестьянского мальчика и тайно ушла в мужскую обитель (ведь ее здесь никто бы не догадался искать). Удивительно, но именно эта преподобная благословила на Саровский подвиг Прохора, ставшего впоследствии Серафимом Саровским. Умирая, Досифея дала братии завет, похоронить ее тело, не переодевая. Лишь после кончины святой, ее родным было открыто, что это девушка – их дочь. Монахи, чтобы успокоить безутешных родителей, попытались раскопать гроб, но Господь, по молитвам святой, не желавшей при жизни являть свой истинный подвиг, и после смерти укрыл мощи своей угодницы – чудом отодвигая гроб под алтарь, где никто не в праве их потревожить.

Экскурсовод нашей паломнической группы так подружился с нами, что решил в подарок познакомить нас с еще одним святым местом – Свято-Покровской Голосеевской Пустынью. Когда мы прибыли к Покровскому храму, погода резко изменилась, начался мелкий град, но мы не отчаивались, а только благодарили Господа, ведь говорят же, что дождь – это благодать Божия. Здесь, в нижнем ярусе Покровского храма покоятся мощи нашей современницы, всеми любимой матушки Алипии. В храме царило спокойствие, мерно горели свечи, а вокруг раки с мощами было огромное количество живых цветов. Казалось, что мы действительно пришли в гости к матушке. У нас было достаточно времени, чтобы помолиться, попросить блаженную старицу о самом сокровенном и наболевшем.

Получив духовную пищу у святых икон и мощей, нужно было подкрепиться и физически. К этому времени нас уже ждал обед в Киево-Печерской Лавре. Сев за трапезу, мы еще раз убедились, насколько большая у нас группа, практически, целый приход храма. Мы дружно спели молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» и приступили к вкуснейшему обеду. Стол был накрыт, словно скатерть самобранка, чего тут только не было?!

Наша программа поездки изначально была задумана трехсоставной: духовная часть (посещение святынь, молитва в монастырях и храмах пред чудотворными иконами и мощами), душевно-познавательная (интеллектуальное развитие) и телесная (развлечения, отдых).

Итак, насытившись, мы перешли ко второй части программы, ведь наша цель была не только помолиться, но и узнать что-то новое из области науки. В этом нам помог замечательный музей популярной науки и техники «Экспериментаниум». Детям очень понравилось чувствовать себя новыми исследователями, открывающими законы физики, химии, оптики, механики, акустики, гравитации. Этот музей уникален тем, что все экспонаты здесь можно трогать, тереть, крутить и нажимать. А также проводить самим различные опыты и эксперименты.

День пролетел не заметно, но в него поместилось столько впечатлений, словно прошла целая неделя. Уставшие, но счастливые, мы поехали отдыхать в Киево-Печерскую Лавру.

Киев великолепен, особенно ночью, особенно на территории монастыря. Лавра расположена в центре столицы на правом берегу Днепра и в ночной тишине так прекрасно наблюдать за спящим городом, который видно здесь, как на ладони: тысячи разноцветных огоньков мерцают вдали, а в небе зажигаются мириады звезд. И хочется остановиться и долго-долго смотреть, любуясь.

Второй день нашей экскурсии начался с молитвы и совместной трапезы. Наверное, каждый из вас знает, как кормят в монастырях? Ведь монастырская кухня – это мир особого вкуса. Именно здесь, даже простые, на первый взгляд, продукты становятся лакомством. А все потому, что приготовлена эта еда старательно, с молитвой и любовью.

Выйдя из Лавры, мы отправились в крупнейший музей «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Здесь собраны уникальные экспонаты боевой техники и вооружения времен Великой Отечественной войны, различные скульптурные композиции и монументы. Экспозиция построена в хронологическом порядке и передает историю военных лет. Огромное здание музея возвышается, словно спираль и, дойдя до конца экспозиции, ты не заметно оказываешься на третьем этаже. Наша экскурсия была подобрана согласно возрасту детей. Некоторые малыши даже записывали интересную информацию в свои блокнотики. Для старших был предусмотрен более серьезный рассказ.

В центре города нас уже ожидал автобус, на котором мы поехали на завод Coca-Cola. В голове сразу же зазвучала новогодняя песня на английском языке «Jingle Bells». Ребят старше 12-ти лет переодели в белые халаты, бахилы и разрешили пройти в цеха, где производятся самые популярные в мире напитки Fanta, Coca-cola, Sprite, а также цеха по разливу готовой продукции. Нам рассказали рецепт производства Coca-cola. В его состав входит артезианская вода, сахар, кофеин и еще одни компонент, который не фирма не рассказывают никому. Интересно, что изначально этот напиток был придуман, как лекарство, лишь позднее став излюбленным лакомством взрослых и детей. Мы посмотрели фильм о компании и продегустировали продукцию. А в завершении нас ожидал сюрприз – большая фотография нашей группы каждому участнику и, конечно же, напитки.

Заключительной частью нашей поездки стал безлимитный абонемент в крупнейший в Европе крытый аквапарк «Dream Island». Все ребята были в восторге, ведь многие из них никогда не бывали в подобном месте. Здесь нас ждало множество аттракционов и развлечений. Время пролетело не заметно.

Киев Киев Киев

Вот и подошла к концу наша удивительная, увлекательная и познавательная поездка. У всех ребят было только одно желание – спать. Но мы пересилили себя и решили немного подождать, ведь в этот день был Старый Новый год, и мы хотели его встретить вместе. В 23.59 мы начали обратный отсчет секунд, а затем поздравили друг друга с праздником.

Дорогие друзья, мы хотим пожелать каждому из вас здоровья, благополучия и радости. До новых встреч!